Схема казахской юрты

схема казахской юрты
Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Украшение и внутреннее убранство юрты заслуживают отдельного рассказа. Песня рассказывает о положении женщины в патриархальной семье, выражает грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с родными, удалением от родных мест.


Этот обычай отмечен и у каракалпаков [Этнография каракалпаков XIX – начала XX в.в. 1981, 38, 39, 46, 52]. В случае благополучного исхода родов, послед закапывали под порогом юрты. Снаружи такая юрта покрывалась лишь туырлыками, доходящими от шанырака до земли, а шанырак — тундуком. Символ семейного счастья, почитаемое казахами как святое место своего жилища. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники и друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту по­крывали туырлыки, от шанырака до низа свода- узуки. Познакомимся с наследием кочевой культуры, с традиционным кочевым домом.

Если же в юрте проживает одна семья, то это место свободно, застелено войлочными или ткаными коврами и служит местом отдыха членов семьи в дневное время. Key words: decoratively-applied art, yurts, ceremony, mythology, beliefs. Дверь казахской юрты — «сыкырлауык» (в переводе означает «скрипучий»). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Пользуясь специальным шестом с развилкой на конце (бақан), исполняющий также функцию вешалки (адалбақан), прикрепленный на купольные жерди юрты. Широко применяется и изготавливается и в наши дни, по бархату, тонкому сукну — войлочные зимние настенные ковры – тұс киіз, подушки – кестелі жастық, полотенце, скатерти, салфетки и др.

Похожие записи: